Перед грозно надвигающимися съёмками хочется напомнить себе, что как бы педантично ты ни готовился, невозможно быть ко всему готовым. Если даже Бергману было тяжело, кто мы такие, чтобы сразу было легко? Коллегам по процессу: всё будет классно. P. S. найти себе Шёстрёма, чтобы цепко хватал за затылок и говорил, что мизансцены слишком сложные. Ингмар Бергман о (не)важности подготовки к съёмкам.
Помня успех «Травли» будущему фильму дали название «Кризис».
Название, как выяснилось, весьма точное.
Первый съёмочный день я и по сию пору вспоминаю с непостижимым ужасом. Первый съёмочный день всегда несёт в себе особый эмоциональный заряд. Так было на протяжении всего моего творческого пути, вплоть до фильма «Фанни и Александр». Но тот день был вообще первый в моей кинематографической жизни. Подготовился я самым тщательным образом. Каждая мизансцена скрупулёзно продумана, каждый ракурс проработан. Теоретически я знал совершенно точно, что собираюсь делать. На практике всё полетело к чертям собачьим.
В «Латерне Магике» я рассказываю о съемочных тяготах:
«Я весьма скоро уяснил, что попал в машину, с которой мне не совладать. Понял и то, что Дагни Линд, которую я скандалами добился на главную роль, не киноактриса и не обладает нужным опытом. С леденящей душу четкостью я осознал, что все видят мою некомпетентность. На их недоверие я отвечал оскорбительными вспышками ярости»
Уже на раннем этапе, когда руководство студии собиралось прекратить съёмки, в дело вмешался, посмотрев отснятый за три недели материал, Дюмлинг. Он предложил нам начать всё сначала. Я был ему глубоко благодарен.
Вторым моим ангелом-хранителем стал Виктор Шёстрём, выполнявший в киногородке неясную роль художественного консультанта:
«На моем пути стал — как бы случайно — попадаться Виктор Шёстрём. Он цепко хватал меня за затылок. И так мы прогуливались по асфальтовой площадке возле студии. По большей части мы молчали, но внезапно он начинал говорить, просто и понятно: "У тебя чересчур запутанные мизансцены, ни тебе, ни Рууслингу такие сложности не под силу. Работай проще. Снимай актеров спереди, они это любят, будет намного лучше. Не кричи на своих сотрудников, их это только злит, и они хуже работают. Не старайся сделать каждый кадр главным — зритель подавится. Проходные сцены и надо делать как проходные, хотя они не обязательно должны смотреться проходными". Мы кружили по асфальту, туда и обратно. Шёстрём, не снимая руки с моего затылка, говорил конкретные, дельные вещи, спокойно, без раздражения, хотя я был весьма нелюбезен»
Ингмар Бергман. Картины. СПб.: Сеанс, 2019. С. 110-112.
#цитаты@filmsense